Александр Шохов
www.socium.com.ua
ОЧЕВИДНЫЙ ВЫХОД ИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Я исхожу из того, что чем больше размер системы, которой Вы управляете, тем меньше усилий требуется для того, чтобы изменить правила игры или решить стоящую перед Вами задачу.
Для того, чтобы проиллюстрировать этот тезис, рассмотрим ситуацию, которая сегодня определяется как мировой финансовый кризис.
Большинство аналитиков сегодня согласны с тем, что кризис проявил серьезные опасности, которые таятся в самой природе денег. Однако, мало у кого хватает смелости (или аналитических способностей), чтобы ответить себе на два крайне важных вопроса:
1. Что такое деньги в современной финансовой системе?
2. Какова природа ситуации, именуемой мировым финансовым кризисом?
Между тем, без ответа на эти два вопроса невозможны никакие эффективные шаги по ликвидации последствий финансового кризиса.
Деньги в современной финансовой системе
Они не обеспечены золотом или каким-либо другим видом материального обеспечения. По сути, единственным обеспечением современных бумажных и электронных денег является вера людей в то, что деньги являются универсальным средством обмена одних ценностей на другие.
Пользуясь этим, современная банковская система с успехом проделывает (уже много десятилетий) следующую операцию: она отдает в кредит намного больше денег, чем имеется в банковской системе. Как это происходит? Когда Вы приходите в банк и берете кредит, Вы подписываете кредитный договор, в соответствие с которым банк обязуется дать Вам требуемую сумму денег, а Вы обязуетесь раз в месяц выплачивать кредит равными или уменьшающимися долями. Суммарно Вы заплатите банку больше, чем взяли. Но не это важно. Когда банк переводит деньги на Ваш счет, внося сумму кредита в электронную базу данных, банк тем самым не дает Вам денег: он просто создает еще одну запись в базе данных. Затем эти деньги переводятся на счет человека, у которого Вы покупаете что-то на заемные средства. Пусть в нашей модели этот человек открыл счет в том же самом банке. Тогда в базе данных появляется еще одна запись. Что произошло? Банк не дал Вам денег, он просто записал сумму на Ваш счет, а затем эта сумма появилась на счете другого человека, а с Вашего счета списалась. Теперь Вы должны каждый месяц погашать свой кредит перед банком (то есть Вы ему должны), а человек, которому перечислили деньги, в принципе, может их обналичить и забрать из банка. Но если сумма достаточно крупная, и человек уверен в том, что сможет забрать свои деньги в любое время, он обычно оставляет эти деньги на своем банковском счете. Следовательно, банк уже может распоряжаться этими электронными деньгами, которых никогда не было. В частности, увеличить размер своего кредитного портфеля на сумму, кратную той, которая лежит на счете получателя. Таким образом, банк, не выдав никаких денег, а только создав запись в базе данных, получил возможность увеличить свой кредитный портфель, получил должника (то есть Вас), который теперь будет ежемесячно обязан вносить регулярные платежи. Вдумайтесь в эту систему, и Вы поймете простую истину: деньги, которые фигурируют в экономике, существуют только благодаря вере людей в их ценность.
Что же происходит, если вдруг вкладчики начинают забирать свои вклады из банка? Оказывается, что бумажных денег у банка существенно меньше, чем электронных. А люди, когда забирают вклады, требуют бумажных денег. Разумеется, эти бумажные деньги тоже ничем не обеспечены, но они в современных экономиках являются государственными ценными бумагами, то есть их ценность гарантирована государством. Когда банкротится один банк, государство, в котором банк существует, продолжает существовать. И пока люди верят в то, что наличные бумажные деньги обеспечены финансовой мощностью государства, они верят им больше, чем записям в электронной базе данных банка.
Суть в том, что банки имеют подтвержденное государством право выдавать в кредит в несколько раз больше денег, чем сумма денег, хранящихся на счетах банка. В разных странах этот коэффициент отличается, но он всюду отличается в разы. При этом электронные деньги в учете приравнены к бумажным.
Получается, что каждый раз, когда мы занимаем деньги в банковской системе, кто-то получает выданные нам в кредит деньги на свой счет, в той же банковской системе. И если человек не забирает свои деньги из банка наличными (а чаще все
го, если люди доверяют банкам, этого не происходит), банковская система получает возможность, храня его деньги в размере X, увеличить свой кредитный портфель на величину kX.
Возможно, экономисты не хотят этого видеть или понимать, но именно этим объясняется пресловутый рост экономики. Деньги, которые обращаются в банковской системе – это всегда чьи-то долги.
Однако, кроме денег в экономике обращаются и другие ценные бумаги – акции, облигации государственного займа, векселя, фьючерсы, опционы… Не вдаваясь в подробности и нюансы, имеющиеся у каждого финансового инструмента, все они, будучи выставлены на биржу, по сути, становятся средством обмена, то есть, теми же деньгами. Рассматривая их в этом качестве, можно сказать, что их стоимость определяется так же, как и стоимость денег, она основана на такой субъективной характеристике как вера человека в то, что завтра эта ценная бумага также будет являться средством обмена.
Природа ситуации, именуемой мировым финансовым кризисом
Теперь уже нетрудно ответить на вопрос о том, что же, собственно, представляет собой финансовый кризис. Мыльные пузыри ипотечного кредитования, раздутые по описанному выше алгоритму, лопнули. И это пошатнуло веру людей в ценные бумаги и в деньги. Собственно говоря, главной причиной так называемого мирового финансового кризиса является то, что в данный момент нет ни одной логической причины для того, чтобы верить в то, что деньги и ценные бумаги обеспечены чем-то кроме доверия.
Выход из кризиса
Как только сформулирована причина ситуации, найти выход из нее становится легко. Я начинал статью с утверждения, что чем больше размер системы, тем легче управлять ею. Самое время проверить это утверждение.
Итак, чтобы мировой финансовый кризис закончился, необходимо осуществить два шага:
1) Должна быть введена новая мировая валюта, в которой будут осуществляться, в том числе межгосударственные расчеты, обеспеченная чем-то, кроме доверия. Например, золотом.
2) Как только это будет сделано, останется только договориться об алгоритмах определения стоимости национальных валют и ценных бумаг по отношению к этой новой мировой валюте.
Я не хочу сказать, что осуществить эти два шага просто. Однако, это наиболее простая и очевидная стратегия выхода из мирового финансового кризиса и формирования нового финансового порядка и новой концепции денег, отличающейся от той, что была описана в начале статьи.
Разумеется, эти два шага повлекут за собой глобальные экономические, политические и социальные последствия, которые необходимо моделировать в рефлексивных играх, чтобы понять их и сконструировать адекватные способы и средства управления.
И еще одно: эти шаги должны предпринять хорошо известные всем нам люди, которые могут оказать влияние на мировую экономику. Я полагаю, что они видят их, но не осмелятся осуществить: в первую очередь потому, что не понимают, как смоделировать их последствия для человечества и для самих себя.
Они будут пытаться «латать» существующую финансовую систему, не изменяя концепции денег и не отходя от принципов рыночного определения стоимости ценных бумаг и валют. В этом случае кризис имеет все шансы стать хроническим.
8 ноября 2008 года